Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на компанию "Узнефтепродукт". Ожидается, что эксперимент, первый этап которого должен завершиться в первой половине 2013 года, поможет стране справиться с дефицитом топлива.
В "Узнефтепродукте" ссылаются на опыт Китая, который использует метанол как присадку к бензину. В Узбекистане планируют разработать свой стандарт, после чего присадка сможет использоваться в промышленных масштабах.
В последние годы в Узбекистане падает производство нефти, из-за чего местные нефтеперерабатывающие заводы работают не на полную мощность. Ранее сообщалось, что чтобы справиться с дефицитом топлива, Узбекистан пошел на повышение налогов на бензин. Так, с 1 января 2013 года розничные цены на бензин были повышены на 2,4 процента. Ставка налога с физических лиц на потребление бензина выросла сразу на 20 процентов.
После указанных повышений литр Аи-80 стал стоить 1,645 тысячи сумов (около 0,83 доллара), А-92 - 1,81 тысячи сумов (0,91 доллара), а Аи-95 - более доллара (1,995 тысячи сумов).
Китай активно использует метанол, добываемый на угольных месторождениях. В Узбекистане метанол, как ожидается, будет производить специальный газохимический комплекс в Бухарской области мощностью до 500 тысяч тонн метанола в год. В 2012 году "Узхимпром" начал расчеты для строительства этого завода.
Источник
=============
Справка по метанолу:
Благодаря высокому октановому числу, что позволяет увеличить степень сжатия до 16[источник не указан 30 дней] и большей на 20 % энергетической мощностью заряда на основе метанола и воздуха, метанол используется для заправки гоночных мотоциклов и автомобилей.
Метил-трет-бутиловый эфир получается при взаимодействии метанола с изобутиленом в присутствии кислых катализаторов (например, ионообменных смол). Метил-трет-бутиловый эфир (C5H12O) применяется в качестве добавки к моторным топливам, повышающей октановое число бензинов (антидетонатор). Максимальное законодательное содержание МТБЭ в бензинах Европейского союза — 15 %, в Польше — 5 %. В России в среднем составе бензинов содержание МТБЭ составляет до 12 % для АИ92 и до 15 % для АИ95, АИ98.
При применении метанола в качестве топлива следует отметить, что объемная и массовая энергоемкость (теплота сгорания) метанола (удельная теплота сгорания = 22,7 МДж/кг) на 40—50 % меньше, чем бензина, однако при этом теплопроизводительность спиртовоздушных и бензиновых топливовоздушных смесей при их сгорании в двигателе различается незначительно по той причине, что высокое значение теплоты испарения метанола способствует улучшению наполнения цилиндров двигателя и снижению его теплонапряженности, что приводит к повышению полноты сгорания спиртовоздушной смеси. В результате этого рост мощности двигателя повышается на 10—15 %. Двигатели гоночных автомобилей работающих на метаноле с более высоким октановым числом чем бензин имеют степень сжатия, превышающую 15:1[источник не указан 30 дней], в то время как в обычном ДВС с искровым зажиганием степень сжатия для неэтилированного бензина как правило, не превышает 11,5:1. Метанол может использоваться как в классических двигателях внутреннего сгорания, так и в специальных топливных элементах для получения электричества.
Недостатки
- Метанол травит алюминий. Проблемным является использование алюминиевых карбюраторов и инжекторных систем подачи топлива в ДВС. Это относится в основном к метанолу-сырцу, содержащему значительные количества примесей муравьиной кислоты и формальдегида. Технически чистый метанол, содержащий воду, начинает реагировать с алюминием при температуре выше 50 °C, а с обычной углеродистой сталью не реагирует вовсе.
- Гидрофильность. Метанол втягивает воду, что является причиной расслоения топливных смесей бензин-метанол.
- Метанол, как и этанол, повышает пропускную способность пластмассовых испарений для некоторых пластмасс (например, плотного полиэтилена). Эта особенность метанола повышает риск увеличения эмиссии летучих органических веществ, что может привести к уменьшению концентрации озона и усилению солнечной радиации.
- Уменьшенная летучесть при холодной погоде: моторы, работающие на чистом метаноле, могут иметь проблемы с запуском при температуре ниже +10 °C и отличаться повышенным расходом топлива до достижения рабочей температуры. Данная проблема однако, легко решается добавлением в метанол 10—25 % бензина.
Низкий уровень примесей метанола может быть использован в топливе существующих транспортных средств с использованием надлежащих ингибиторов коррозии. Т. н. европейская директива качества топлива (European Fuel Quality Directive) позволяет использовать до 3 % метанола с равным количеством присадок в бензине, продаваемoм в Европе. Сегодня в Китае используется более 1000 млн галлонов метанола в год в качестве транспортного топлива в смесях низкого уровня, используемых в существующих транспортных средств, а также высокоуровневые смеси в транспортных средствах, предназначенных для использования метанола в качестве топлива.