Особенности и отличия ГБО разных поколений
Прежде чем ответить на распространенные вопросы типа «Ставить ли ГБО 3 поколения на инжектор?», разберемся с терминологией. Для удобства в профессиональном общении и определения конструктивных особенностей конкретного типа оборудования используется условная система классификации ГБО. Даже учитывая то, что установкой оборудования должны заниматься спецы ГБО Харькова, Москвы или Ташкента (вашего города). Вам тем не менее, будет полезно быть в курсе особенностей настройки и эксплуатации.
Различия «пяти поколений» газобаллонного оборудования
- Первое поколение – простейшая система без лямбда-зонда. Здесь при работе двигателя создается разрежение, за счет которого открывается газовый редуктор (вакуумный или электронный). Если предполагается установка ГБО на карбюратор, можно использовать и первое поколение оборудования.
- Второе поколение имеет дозатор газа, управляемый лямбда-зондом. Благодаря управляемому дозатору уменьшается расход топлива и токсичность выхлопа. Оптимально использовать второе поколение оборудования с карбюраторными двигателями, однако допустим монтаж ГБО 2 поколения на инжектор. Главный недостаток ГБО-2 – возможность «хлопков» (взрыва газовой смеси в коллекторе).
- Третье поколение отличается наличием дозаторов (механических форсунок) для каждого цилиндра. Электронный блок управления обеспечивает оптимальную дозировку топлива, что делает третье поколение ГБО более экономным. Однако, если предполагается, например, установка ГБО на ВАЗ 2107 (карбюратор), то автомобиль не будет иметь необходимых датчиков (кислорода, положения дроссельной заслонки).
- Четвертое поколение использует электрические форсунки, управляемые ЭБУ.
- Пятое поколение отличается использованием «жидкого впрыска». Если редуктор ГБО 2 поколения испаряет жидкий пропан и тот попадает в цилиндры в газообразном виде, то в ГБО-5 газ не испаряется. Пропан подается насосом к форсункам, через которые в жидком виде попадает в цилиндры. Такая система позволяет запускать двигатель без прогрева на бензине в любой мороз.
Особенности настройки и эксплуатации ГБО
- ГБО чувствительно к качеству искры, потому перед настройкой стоит убедиться, что высоковольтные провода и свечи в идеальном состоянии.
- Недопустима работа двигателя на обедненной топливной смеси Бедная смесь долго сгорает, продолжая горение на такте выпуска. Результат – прогорание выпускных клапанов.
- Настройка ГБО 1-2 сводится к регулировке холостого хода и качества смеси.
- Качество смеси лучше определять не «на слух» и «на глаз», а приборами.
- ГБО-3 и выше настраивается только компьютером и специальным ПО.
- Расход газа зависит от компрессии в цилиндрах сильнее, чем расход бензина. Причина в более медленном сгорании газа.
- Если в мороз заводить двигатель на газе, редуктор преждевременно выйдет из строя.
- Следите за уровнем охлаждающей жидкости. Ее недостаток в системе ведет к замерзанию редуктора.