Tesla Semi — светлое будущее или прожект?
После выпуска электрического легкового автомобиля компания Tesla взялась за разработку грузового аналога. Этот выбор вполне очевиден, учитывая долю этого вида транспорта в перевозке грузов и потенциально высокую емкость рынка при наличии хорошего предложения. Первый электрический грузовик Tesla Semi был презентован 16 ноября 2017 года. Были заявлены следующие характеристики:
- 800 км пути на одном заряде аккумулятора (в полной версии);
- 4 электродвигателя, размещенных попарно на каждой задней оси, общей мощностью около 1000 лошадиных сил;
- 5 секунд разгон до 100 км/ч без загрузки;
- 20 секунд разгон до 100 км/ч при полной загрузке (общий вес 36 тонн);
- 40 минут — время полной зарядки аккумуляторной батареи.
В конце января 2018 года появилась информация, что начались испытания Tesla Semi на дорогах общего пользования, а общее число предварительных заказов на электрический грузовик превысило 1000 единиц.
Tesla Semi — будущее грузовых перевозок или фикция?
Если взглянуть на внешний вид электрогрузовика, то сразу бросается в глаза его футуристический внешний вид. Речь про обтекаемый профиль кабины, позволивший снизить коэффициент сопротивления до 0.36 (у классических грузовых автомобилей он составляет 0.7—0.75, а это дополнительные затраты топлива и снижение КПД).
По заявлению Илона Маска, базовая комплектация Tesla Semi обойдется покупателю в 150 000 долларов (при предзаказе сегодня необходимо оформить депозит в 20 000), а для варианта с увеличенной по емкости батареей цена составит уже 180 000. Сумма, скажем прямо, достаточно высока по сравнению с современной моделью дизельного грузовика ведущих производителей. Впрочем, можно предположить, что за счет нюансов американского рынка и интереса компаний к инновациям (наличие в парке Tesla Semi станет отличным рекламным ходом за счет необычности внешнего вида) автомобиль будет востребован, но есть масса моментов:
- отсутствие инфраструктуры на трассах для подзарядки батареи (она сегодня в основном сконцентрирована в городах, где Tesla Semi будет появляться очень редко);
- долговечность батареи на практике (производитель заявляет об 1 миллионе миль, но это подтвердить можно только на практике);
- достаточно высокая себестоимость мили проезда (1.26 доллара, что в европейских условиях сравнимо с полной ставкой на грузоперевозки).
Учитывая то, что Semi является грузовым тягочем, теоретически он сможет перевозить различные виды полуприцепов. Соответственно от типа состыкованного полуприцепа будет зависеть и максимальный запас хода.
Tesla обещает решить проблему с зарядкой батареи с помощью нового интерфейса, но пока результатов и точной даты выхода предложения на рынок нет. На этом фоне можно предположить, что на первом этапе электрогрузовики будут использоваться на небольших расстояниях.
Подтверждением этого станет разработка компании Volvo, которая отправляет в Гамбург партию собственных мусоровозов на электротяге, которую можно испытать в реальных условиях и не зависеть критично от максимального пробега на батарее без подзарядки.