по определенным причинам не хотел ничего постить, а потом подумал...почему бы и нет? ведь на форуме присутвуют люди, для которых АксакАта не просто точка или направление на карте, а часть студенческой юности. поэтому, специально для вас, друзья!
Итак, в результате полевой корректировки очередного запланированного маршрута по СюреньАте, вчера, мне наконец-то довелось снова проехать из долины среднего течения АксакАты в Кумышкан по одноименному перевалу. крайний раз я посещал эту дорогу в 97-98году, в студенческую бытность. в то время, проходя летние практики, регулярно(раз в одну-две недели) я проходил этот маршрут(порядка 14км) туда и обратно пешком. десятки раз! с Абалаковским рюкзаком, заполненным харчами, сигаретами и спиртом.
после окончания универа много-много раз был в тех краях, но посетить именно эту дорогу ни разу не представилось возможности ввиду ее сложнопроходимости сложнопроходимости для монопривода.
не знаю почему, но всегда тянуло вернуться на нее, на эту дорогу. вроде ничего примечательного...а тянуло...
врятли поймут о чем речь большая часть читающих. но для тех, кому эта дорога хорошо знакома со студеческих времен, вполне возможно будет понятно мое стремление попасть на нее.
надеюсь, краткий обзор ее современного состояния, будет хоть немного интересен.
вот он, Тутамгалы сай. помним его? небольшой, но по большой воде очень мрачный и непредсказуемый. именно по его узкой и глубокой долине начинается очень короткий и крутой подъем на перевал со стороны Аксакаты. так вот...большей части старой дороги по этому саю не существует. смыта она. ровно до того места, где начинается основной подъем, где первый поворот дороги на 180гр, теперь можно добраться только вот так:

хотя в 90х тут была отличная гравийка, сбоднопроходимая даже для нексии.
далее, участок километра в три, непосредсвенно подъем на перевал. крутые глинистые серпантины, вперемешку со скальными участками. подъем преодолевается на первой пониженной. у меня впечатление, что этот участок не меняется никогда. он всегда одинаково суров и сложен как для машин, так и для пешкодрала

поднявшись на перевал, открывается такая картина...поля, поля...


в 90х, верхушку перевала и спуск в Кумышкан каждую весну чистили бузьдозером. видимо, бульдозер умер. или сказывается соляровый кризис. но факт, что сейчас этого не делают, и уже давно. дорога лишь участками идет в старом, прорезанном месте...в основном она сместилась правее, и идет параллельно старой. в гугле хорошо видно, как нитка то раздваивается, то сливается в одну.
.............
также, появилась альтернативная дорога, по противополжной стороне сая. раньше там был большая тропа, а сейчас дорога. поселок очень сильно вырос за прошедшие 15 лет, увеличилось количество возделываемых земель на перевале, увеличился трафик на перевал...видимо, эти факторы и привели к появлению этой новой, неплохо накатанной дороги. в следующую поездку обязательно будет запланирован проезд по ней.
................
вот он, мост в Кумышкане, у родника. живой!

думаю, достаточно. тем более, что фотографировал немного. все остальные фото- в привате на ближайшей собаке