В июне этого года стало известно о том, что в отношении ИП ООО "Уздунробита" было возбуждено уголовное дело. Компания и ее руководящий состав попали под подозрение в уклонении от уплаты налогов, легализации незаконных доходов и оказании услуг без соответствующей лицензии. В течение полутора месяцев через СМИ общественность регулярно информировалась о ходе расследования, о выявленных нарушениях и предпринимаемых шагах контролирующих органов Республики.
После этого началась активная информационная кампания в пользу МТС. В различных статьях и интервью, обращениях и сюжетах компанию МТС стали представлять как невинную "жертву" узбекских властей. На все обвинения и аргументы со стороны прокуратуры пресс-секретарь МТС отвечала словами Станиславского: "Не верю!". Подобный подход весьма странен, ведь обвинения предъявляемые МТС, более чем серьезные.
По открытым данным на сайте прокуратуры Узбекистана, только лишь по одной из теневых схем, руководство МТС-Узбекистан смогло скрыть от государства 15 миллионов долларов. "Предварительными результатами проверки установлены факты уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей в размере 150 млрд. 779,5 млн. сумов, нарушения правил торговли на сумму 832 млн. сумов".
Простому обывателю вся эта официальная терминология может о многом и не скажет, но на различных форумах уже давно (еще до появления сообщений от прокуратуры) обсуждалась довольно-таки сомнительная модель работы МТС в Узбекистане. Нередко можно было слышать о том, что "деньги на счету как-то быстро заканчиваются" или "за ночь целый доллар сняли, а я ведь спал и не мог разговаривать". А уж разговоров о том, что сложно понять систему снятия денег за использование "самого скоростного интернета" вообще было не счесть. Выходит, что компания, которая, по словам пресс-секретаря из Москвы, дорожит своей "международной деловой репутацией", не особо думала о последней, недоплачивая не только целому государству, но и возможно втихую снимая деньги со счета у обычных пользователей. А если вспомнить, что таких пользователей у компании было более 9 миллионов человек, то тут и математиком быть не надо, чтобы понять: московское руководство было очень довольно "работой" своих коллег в Ташкенте, за что и поощряли их серьезными бонусами в виде домов, квартир, да и просто в виде солидных премиальных. Тем более, что местные менеджеры наверняка старались вовсю и смогли привлечь к работе не самые худшие "компьютерные умы".
Наверное, здесь также уместно будет вспомнить печально знаменитую в Узбекистане систему подключения т.н. "блатных" номеров. Это стало отдельным видом бизнеса. По некоторым данным, известным редакции, самой громкой суммой была 15 000 долларов за номер со всеми одинаковыми цифрами, возможно, были и более крупные суммы. И как-то с трудом верится, что настолько "легкий" доход проходил мимо руководящего состава компании. Вряд ли менеджер среднего звена имел полномочия выдавать разрешения на регистрацию такого номера самовольно. Иначе они бы так и так значились в списке номеров "на выбор" при подключении. А таких номеров не было даже в официальной градации на "золотые", "серебряные" и обычные номера. Чуть легче дело обстояло с получением номера не "блатного", но просто по желанию. Например, совпадение цифр с датой рождения или с номером автомобиля, с номером любимой девушки и т.д. Если повезет, то такой номер был в списке свободных. А если нет, то тут не обойтись было без "дополнительной оплаты".
Вообще, после ознакомления с материалами на сайте прокуратуры, имидж компании МТС, как "безвинно виноватой" (который ей пытаются сейчас придать), вызывает как минимум недоумение. Повторяясь, отметим, что никаких четких объяснений или доказательств своей "невиновности" компания пока не предоставляет. Может быть, ждут суда...
Сейчас все выглядит так, что представители компании МТС, похоже, не собираются ограничиваться защитой своего бизнеса в суде и ответственных государственных структурах Узбекистана, предпочитая делать ставку на иные методы диалога с властями.
По сообщениям ряда интернет-СМИ в начале августа в Женеве, в офисе одного из солидных швейцарских банков Lombard Odier, были задержаны два гражданина Узбекистана. Клиенты банка, прибывшие из Узбекистана, как сообщается, были задержаны по делу об отмывании денег, возбужденному швейцарской прокуратурой. Некоторые СМИ утверждают, что задержанные лица являются сотрудниками компании Coca-Cola Uzbekistan и имеют отношение к дочери Президента Узбекистана Гульнаре Каримовой.
Обозреватели считают, что такой поворот событий может иметь отношение к спланированному механизму давления на бизнес. Аресты в Женеве связывают с именем Александра Кочубея, финансиста американского происхождения, исполнительного вице-президента банка Lombard Odier. Ранее он также работал в России, в компании "Ренессанс", где благодаря своему тесному сотрудничеству с состоятельными бизнесменами, в рамках которого также содействовал выводу их средств за рубеж, получил прозвище "Тихая химчистка". В банке же Lombard Odier Кочубей продолжает курировать российское направление, инициировав открытие представительства банка в Москве.
К компании "Ренессанс" и, в частности, к самому Александру Кочубею был близок Владимир Евтушенков, глава АФК "Сиситема", основной акционер компании МТС. Именно на МТС падает подозрение в укрывательстве сбежавшего главы узбекской сотовой компании Бехзода Ахмедова.
Таким образом, задержание узбекских граждан в Женеве может быть результатом своеобразного сговора с целью оказания давления на ход следствия в Узбекистане по делу МТС-Узбекистан. Более того, прокуратура Швейцарии не смогла предоставить серьезные доказательства в адрес задержанных, но продолжает держать выходцев из Узбекистана под арестом.
Парадокс заключается в том, что в Швейцарии по делу о задержанных гражданах Узбекистана обращаются в российский Интерпол, а не в Узбекистан. В письме жены одного из задержанных, разосланном в различные государственные и неправительственные органы, а также СМИ, выражено недоумение по этому поводу и в целом по необоснованному задержанию ее супруга.
В данном деле явно прослеживается попытка манипулирования государственными органами в международной схеме давления на бизнес, что не ново для практики Александра Кочубея. Возможно, задержанные в Женеве узбекские граждане служат заложниками для разрешения вопроса вокруг МТС. Так ли это, и куда может привести применение подобных схем, покажет время, но в любом случае МТС придется ответить на факты, предъявляемые прокуратурой Узбекистана, рано или поздно…
olam.uz